Поможем детям чувствовать себя значимыми, когда они выказывают недовольство родителям

19.11.2025

Как помочь родителям в ситуациях с проявлениями недовольства ребенка

Трудное поведение ребенка родителям нельзя сразу списывать на его характер и темперамент. Причина может быть в том, что в семье не видят реальных потребностей ребенка, а он своими протестами показывает им это. В рекомендации — ситуации с примерами, когда дети меняют поведение, чтобы удостовериться в своей значимости в семье, советы педагога-психолога для родителей, а также памятка для родителей.

Каковы причины недовольства

 

Когда ребенок стремится удовлетворить свои потребности, но не понимает, как сделать это социально приемлемым способом, он может начать проявлять нежелательное поведение. Его задача – дать родителям знать о своих сложностях, повлиять на их действия и тем самым создать для себя ситуацию, в которой ему было бы комфортно.

При этом родители не понимают, что настоящая причина такого поведения ребенка – желание быть значимым для них, сохранить привязанность, чувствовать себя нужным маме и папе. Родители могут списывать нежелательное поведение ребенка на его характер или темперамент, считать его неуправляемым, даже подозревать в нем злонамеренность.

Чтобы родители избежали ошибок в воспитании, раздайте им памятку с основными приемами коррекции поведения ребенка в случае проявления им недовольства.

Как ребенок проявляет недовольство в семье

 

Рассмотрим четыре способа, которые дошкольники могут использовать для того, чтобы удостовериться, что они небезразличны родителям: привлекать внимание, бороться за власть, мстить, проявлять несостоятельность. Эти способы определили Б.Б. Грюнвальд и Г.В. Макаби.

Когда привлекает внимание

Чтобы получить дополнительное внимание, ребенок начинает делать именно то, на что родители острее реагируют. Когда они реагируют на слезы – плачет по каждому поводу, когда они раздражаются от разбросанных вещей или игрушек – ведет себя именно так.

Таким образом, ребенок добивается внимания, если:

·         своим поведением вызывает раздражение, злость у взрослого;

·         специально отвлекает взрослого, когда он занят важными делами;

·         на время прекращает плохое поведение, когда взрослый отвлекается от своих дел и переключает внимание на него;

·         специально проявляет лень, неопрятность и забывчивость.

Ниже читайте пример бессознательного привлечения внимания родителя.

 

Пример

Привлечение внимания ребенком

После того как родители развелись, а отец ушел в другую семью, сын стал плакать каждый раз, когда мама отводила его в детский сад. При этом в детском саду мальчик чувствовал себя хорошо, с удовольствием играл и общался со сверстниками.
Мама болезненно реагировала на ежедневные слезы сына, списывала их на последствия развода и испытывала чувство вины. На самом деле мальчик действительно переживал нехватку внимания отца и несознательно стремился получить больше внимания от мамы.

В таких случаях рекомендуйте родителям хвалить и подкреплять желательные действия. Когда же, наоборот, ребенок нарушает правила поведения, разбрасывает вещи, делает назло – не реагировать.

Родитель может просто сказать: «Мне не нравится, когда ты разбрасываешь свои вещи. После того как ты их уберешь, мы с тобой поговорим». Взрослому не нужно ругаться на ребенка, читать нравоучения, проявлять эмоции в ответ на плохое поведение.

И, наоборот, когда ребенок убрал в шкаф за собой вещи, родитель должен сказать ему об этом: «Я заметила, что ты убрал свои вещи на место. Мне очень это понравилось. А тебе нравится?»

Когда проявляет свою значимость

Если действия ребенка не привели к желаемому результату, ребенок будет пытаться сделать себя значимым. Эта ситуация может приводить к конфликтам за власть в семье. Как правило, в них всегда побеждает ребенок, поскольку его не останавливают чувства ответственности, вины, нормы и ценности.

Ребенок оказывается в ситуации борьбы за власть, если:

·         всеми способами добивается своего, не подчиняется, дерзит, спорит, проявляет упрямство;

·         старается подчинить себе взрослого;

·         в отношениях с ним вы часто чувствуете бессилие, безысходность;

·         наблюдаются отношения в стиле «кто кого!».

В таких случаях рекомендуйте родителям укреплять свою родительскую позицию. Им необходимо наладить общую стратегию воспитания, чтобы ребенок не подтягивал другого родителя в коалицию в этой битве за власть. Также члены семьи могут понаблюдать за сферами жизни ребенка и найти те, в которых он ощущает себя значимым.

Наконец, родителю следует обратить внимание на свое поведение в отношениях с ребенком, в каких случаях он высказывает критику в сторону ребенка, обесценивает ли его действия? В этом случае родителю необходимо включить в обязанность ребенка – по согласованию с ним – ежедневное задание, например помогать накрывать на стол, вытирать пыль или поливать цветы. Это позволит ребенку почувствовать свой статус и приучит к тому, что в семье у всех есть свои права и обязанности.Хочу такой сайт

Ниже читайте пример подобной ситуации.

 

Пример

Предложение совместного дела, чтобы ребенок почувствовал себя значимым

В семье есть проблема с тем, чтобы накормить ребенка. Мама устала и чувствует бессилие: «Что бы я ни приготовила, все ему не так, все невкусно. Он может уже за столом передумать есть то, что попросил с утра». В таких случаях ребенок старается управлять мамой, которая стремится сделать для него все что угодно. Чтобы разрешить ситуацию, мама может спросить: «Похоже, тебе важно, чтобы мама делала так, как скажешь ты? Тебе важно самому решать, что кушать? Давай запланируем обед заранее или приготовим его вместе?»

Когда становится мстительным

Если ребенку не удалось добиться внимания и необходимого для него места в семье, он может начать выражать сильные негативные эмоции – злость, стремление отомстить. Проявления этих эмоций могут вызвать у родителей ответную мстительную реакцию, например, в случаях, когда:

·         ребенок часто угрожает, пугает тем, что сделает что-то плохое;

·         ведет себя демонстративно, так, чтобы видели другие люди;

·         взрослый начинает чувствовать в отношениях с ребенком безысходность и обреченность, как будто ничего уже нельзя поделать.

Ниже читайте пример подобного поведения.

 

Пример

Проявления недовольства ребенка в семье

Каждый раз, когда родители запрещают что-либо, дочь начинает неадекватно реагировать. Она может начать обвинять их в том, что они ее не любят, говорить, что они «плохие» и «нарочно портят ей жизнь». Может демонстративно «надуться», сесть в углу и не реагировать на просьбу поговорить. Так может продолжаться длительное время. Даже на следующий день девочка иногда вспоминает о ситуации и отказывается выполнять то, о чем ее просят, – не убирает игрушки, демонстративно медленно одевается.

В случаях проявлений ребенком мести взрослому важно увидеть, что за этим стоит реакция ребенка на родительское отвержение. За злостью всегда стоит боль и неудовлетворенная потребность, в данном случае потребность в признании и значимости.

Поэтому родителям важно дать понять ребенку, что он любим и необходим. Также взрослым нужно избегать ответной мести: ударить, накричать, сделать назло. Взрослым лучше удалиться из этой ситуации и принять решение в спокойном состоянии. Если ситуация дошла до мести, следуйте рекомендациям в случаях, когда ребенок проявляет борьбу за власть в семье и когда он хочет привлечь внимание.

Когда проявляет несостоятельность

Иногда ребенок становится пассивным и прекращает попытки борьбы: «Я неудачник! У меня ничего никогда не получится!» Если ребенок сможет убедить взрослых в том, что он ничего не может, то тогда к нему будут предъявлять меньше требований и таким образом он избежит возможных унижений и неудач.

Ребенок проявляет несостоятельность, если:

·         ничего не хочет, ни за что новое не берется, говорит, что не сможет;

·         родители чувствуют в отношениях с ребенком безысходность и обреченность, будто ничего уже нельзя поделать;

·         взрослые начинают предъявлять к нему меньше требований.

Ниже читайте пример поведенческого регресса ребенка, с которым может столкнуться воспитатель.

 

Пример

Несостоятельность ребенка в элементарных действиях

На занятии в детском саду мальчик не смог приклеить ровную цифру и воспитатель отругала его. В тот же день, когда мама привела его из детского сада домой, ребенок сказал, что не может раздеться, хотя раньше никаких проблем с этим не было. Неудача в детском саду привела к снижению самооценки мальчика вплоть до ступора в тех действиях, в которых он раньше был успешным. Он как бы попытался стать «меньше», чтобы вернуть то состояние, в котором ему было комфортно. Иногда такие состояния можно обозначить как регресс.

В таких случаях взрослые должны вернуть ребенку веру в свои силы, повышать самооценку похвалой и за результаты сделанного, и за намерения начать, попробовать. И родителям, и воспитателям не следует сравнивать ребенка с другими детьми, меньше критиковать и обвинять его.

Родителям важно не делать за ребенка то, что он может сделать сам, а также чаще подчеркивать его лучшие качества. Следует спокойнее относиться к тому, что у него не получается. Главное – в семье должны говорить малышу, что если он будет прикладывать усилия, то у него будет получаться лучше и лучше. Можно также просить ребенка о помощи, чтобы он почувствовал, что в нем нуждаются.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.11.2025

Дата обновления: 19.11.2025

Дата публикации: 19.11.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».