15.01.2024
Немного
ответов на вопросы.
Главная цель - вернуть детям свободную игру. Почему вернуть?
«Дворовая» культура игры исчезла, поэтому детский сад сегодня –
практически единственное место для свободной игры дошкольников.
Почему именно три дня, а не один или неделя? Наблюдения показывают, что в первый день дети начинают
баловаться, проверять границы, исследовать пространство и материалы. В конце первого и в начале второго дня
дошкольники начинают изготавливать атрибуты для игр, и только потом мы наблюдаем сюжеты.
Несмотря на то, что игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, дети устают только играть.
Ведь это требует от них инициативы и самостоятельности, постоянного выбора. Поэтому именно три дня. Этого времени
достаточно для диагностики, чтобы увидеть проблему, обострить ее.
Возвращаем игрушки в группу потом вместе с детьми. Но и в этом процессе есть еще один важный момент, когда педагог предлагает вернуть в группу не все игрушки сразу, а только нужные им.
То есть не сам педагог решает, а договаривается с детьми.
Периодически убирать одни игрушки и выставлять в группе другие можно. Так у детей будет больше шансов придумывать что-то свое, использовать предметы-заместители вместо готовых купленных игрушек. В этом случае выбор в пользу тех или иных игрушек
тоже должен быть за детьми.
Нужно ли объяснять детям правила этих трех дней: что можно, а что нельзя? Правил нет. Практика показывает, что ничего объяснять не нужно. Наоборот, период этих трех дней – возможность проверить, работают ли групповые правила или нет. Это очень хорошо видно с первого дня проекта.
В первый день дети понимают, что у них появилась свобода,
значит, надо пощупать ее границы. Они пробуют границы дозволенности. Потом дети сами начинают вводить правила.
Должен ли педагог подсказывать детям, как и во что играть? Или он наблюдает, а дети сами все находят и придумывают,
что с этим делать? Не нужно подсказывать. Нужно дать детям
время исследовать пространство, поскучать, побаловаться.
Да, ребенку может быть скучно. Первое, что обычно делают педагоги, – бегут на выручку: «Надо спасать ситуацию,
ребенок не играет». Не надо его спасать. Если ребенок подзавис и заскучал, это ни хорошо, ни плохо. Это его темп. Возможно, в данный момент он не играет, потому что придумывает свой сюжет
или наблюдает, как развивается игра у других ребят.
У педагога появляется возможность посмотреть на свою группу со стороны: работает ли средовой подход в группе, способны ли дети взаимодействовать со средой без помощи взрослого,
есть ли в группе «мертвые зоны».
Для педагога это сигнал к действию. Если в группе есть зоны, куда дети не подходят, после проекта «Три дня без игрушек» мы не будем их возвращать.
Все фото: https://vk.com/album-217002616_302662529
Дата создания: 02.05.2024
Дата обновления: 02.05.2024
Дата публикации: 15.01.2024